Субсидии. Вопрос № 6.

В чем отличия конкурсного отбора и отбора без проведения конкурса?

Субсидии, как и другие меры государственной поддержки, могут предоставляться как на конкурсной основе, так и путем отбора заявок без проведения конкурса.

В первом случае (при проведении конкурса) перечень организаций, с которыми будут заключены договоры о предоставлении субсидии, составляется в результате проведения многокритериальной оценки и рейтингования заявок. В итоге субсидия предоставляется либо победителю конкурса, либо нескольким претендентам, чьи заявки получили наибольший рейтинг в пределах бюджета, утвержденного на субсидию в целом либо на отдельное технологическое направление.

Критерии оценки заявок устанавливаются правилами предоставления субсидий и могут включать в том числе следующие показатели:

1
Запрашиваемый размер субсидии.
2
Заявленные компанией значения показателей результативности, в том числе:
объем производства или реализации
количество создаваемых высокопроизводительных рабочих мест
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
финансовые показатели
бюджетная эффективность
экспертная оценка отраслевого, технологического и кадрового потенциала
Соответствующие показатели, как правило, прямо или косвенно отражают показатели, установленные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в профильных государственных программах, отраслевых и региональных стратегиях, дорожных картах, прогнозах и других документах стратегического планирования.

Конкретный перечень показателей и критериев оценки, их относительная значимость, а также формулы расчета рейтинга по каждой отдельной субсидии устанавливаются индивидуально и утверждаются правилами предоставления субсидии или соответствующими ведомственными актами.
Бюджетная эффективность — это отношение совокупного объема налоговых поступлений в результате реализации проекта в течение определенного периода времени к запрашиваемому размеру субсидии.

В зависимости от требований конкретных регламентирующих документов данный показатель может рассчитываться как на основе всех налоговых поступлений, так и по определенному перечню налогов, а также отдельно по федеральной или региональной составляющей. В некоторых случаях при расчете показателя может использоваться дисконтирование денежных потоков к моменту принятия решения о предоставлении государственной поддержки.
Следует отметить, что при конкурсном отборе для определения победителя важен исключительно рейтинг заявки, независимо от того, какой по счету она была подана в пределах установленного срока. В связи с этим при подготовке заявки на участие в конкурсе первоочередное внимание следует уделить документам и показателям, принятым в качестве критериев оценки. Имеет смысл спрогнозировать, какую оценку могут получить компании-конкуренты, а также попытаться структурировать («упаковать») собственную заявку таким образом, чтобы максимально увеличить ее прогнозируемый расчетный рейтинг.
При подготовке заявки нужно думать не только о том, как обойти конкурентов, но и об отдаленных последствиях. Если заявленные показатели не будут достигнуты, полученную субсидию придется вернуть и еще уплатить штраф, а за представление заведомо недостоверных сведений возможна даже уголовная ответственность.
В рамках отбора без проведения конкурса оценка и расчет рейтинга заявок не проводятся, а государственную поддержку в порядке очереди могут получить все организации, заявки которых соответствуют установленным требованиям и ограничениям. Прежде всего, договор о предоставлении субсидии заключается с той организацией, которая подала заявку первой, затем с той, которая подала заявку второй, и так далее, пока не будут распределены все лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующую меру государственной поддержки. Таким образом, при составлении перечня организаций, которые получат субсидии в рамках отбора без проведения конкурса, решающую роль играет срок подачи заявки.

Оперативность подачи заявок особенно важна в следующих случаях:
1
когда совокупный спрос на субсидию явно превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее предоставление законом о бюджете
2
если подходит к концу установленный в извещении срок подачи документов на заключение договоров или на получение субсидии (обычно к этому времени активизируются все, кто по каким-либо причинам не подготовили заявки заблаговременно)
Известны случаи, когда предусмотренный законом объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии оказывался распределенным в порядке очереди по заявителям уже в первые дни приема заявок.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda