Субсидии. Вопрос № 15.

В чем специфика субсидий на компенсацию процентных ставок?

На сегодняшний день субсидии на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, выплату купонных платежей по облигационным займам, а также затрат на уплату платежей по договорам лизинга являются наиболее распространенными. Как правило, это затратные субсидии, которые, с точки зрения направлений целевого использования заемных средств, делятся на две категории:
1
субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам
2
субсидирование процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств
В связи с реализацией большинства инвестиционных проектов с привлечением заемных средств компенсация затрат на уплату процентов или купонные платежи позволяет косвенно сократить финансовую нагрузку даже при осуществлении капитальных затрат. Такого рода поддержка не только не противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ, но и способствует улучшению финансовых показателей проектов, делая их более привлекательными для инвесторов.

С кредитами на пополнение оборотных средств ситуация иная. Будучи экономически приемлемыми с точки зрения государства в период кризиса, в настоящее время субсидии на компенсацию затрат по таким кредитам практически не предоставляются, поскольку в долгосрочной перспективе не создают кумулятивного эффекта и дополнительных стимулов к повышению конкурентоспособности и созданию новых более современных производств.

По кредитным договорам, договорам лизинга и облигационным займам, полученным до начала 2017 года, максимальный размер субсидии ограничивается суммой затрат на уплату процентов, рассчитанных исходя из определенного установленного правилами предоставления субсидии процентного соотношения, но не более 100% от ключевой ставки Банка России (ранее — ставки рефинансирования).

В отношении кредитных договоров, договоров лизинга и облигационных займов, полученных начиная с 2017 года, действуют следующие положения постановления Правительства РФ от 20.07.2016 № 702 «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется»:
1
вместо ключевой ставки Банка России используется так называемый базовый индикатор, который в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально как средневзвешенное соотношение ключевой ставки Банка России и значения кривой бескупонной доходности десятилетних облигаций федерального займа. При этом чем более коротким является срок займа, тем ближе к ключевой ставке Банка России значение базового индикатора
2
в качестве дополнительного ограничения не подлежат субсидированию проценты по кредитам и займам, выданным под изначально высокие ставки, превышающие расчетное значение базового индикатора на 9% и более. Данное требование введено для пресечения ситуаций, когда выгоду от оказания государственной поддержки получают не столько предприятия и инвесторы, реализующие приоритетные с точки зрения экономики инвестиционные проекты, сколько кредитные организации, искусственно завышающие процентные ставки по инвестиционным кредитам
Таким образом, указанные особенности нужно учитывать не только при обращении за субсидией, но и ранее — еще на этапе выбора банка, заключения кредитного договора или размещения облигационных займов.

Наряду с компенсацией процентных ставок в последние годы становятся все более популярными такие механизмы государственной поддержки, как льготное заемное финансирование и увеличение доступности заемных средств за счет государственных гарантий, причем как через специализированные институты развития (Фонд развития промышленности, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Корпорацию развития малого и среднего предпринимательства и др.), так и напрямую через кредитные организации.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda