Субсидии. Вопрос № 13.

Какие обязательства берет на себя получатель субсидии, и чем грозит их неисполнение?

Подписывая договор о предоставлении субсидии, организация берет на себя обязательство по целевому расходованию средств субсидии, а также по достижению заявленных или установленных правилами предоставления субсидии показателей результативности.

Кроме того (хотя это и не всегда бывает четко прописано), предполагается, что на протяжении всего срока действия договора о предоставлении субсидии параметры и характеристики организации, инвестиционного проекта или производимой продукции будут соответствовать требованиям, установленным правилами предоставления субсидии, а также тем значениям, которые использовались при оценке заявок в рамках проведения конкурсного отбора.

В этой связи недопустимым, например, будет увеличение стоимости проекта в процессе его реализации с превышением порогового значения, предусмотренного правилами предоставления субсидии, либо существенное изменение профиля деятельности, номенклатуры и характеристик производимой продукции по сравнению с изначально указанными в бизнес-плане инвестиционного проекта.

На протяжении всего периода действия договора организация обязана представлять администратору субсидии регулярные отчеты, которые обычно включают следующую информацию:
1
данные о ходе достижения в отчетном периоде показателей результативности
2
данные о ходе реализации проекта (если субсидия выделяется на реализацию проекта)
3
данные о соответствии отдельным требованиям правил предоставления субсидии
4
данные о целевом использовании субсидии с приложением комплекта подтверждающих первичных документов (для авансовых субсидий)
В период субсидирования по итогам каждого календарного года администратор субсидии может также потребовать проведения сверки расчетов по договору. Кроме того, в договоре обязательно фиксируется согласие получателя субсидии на проведение администратором субсидии и органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения получателем субсидии порядка, условий и целей их предоставления. Другими словами, целевое расходование средств субсидии, а также достижение показателей результативности может быть в любой момент проверено профильным министерством, Счетной палатой, Генеральной прокуратурой и другими контролирующими органами. Проверка может быть камеральной либо выездной с элементами фото- и видеофиксации создаваемых или реконструируемых производственных объектов, введенного в эксплуатацию технологического оборудования и производимой продукции.

При достижении показателей результативности, более низких по сравнению с заявленными, нецелевом расходовании средств субсидии, непредоставлении отчетности и прочих нарушениях условий договора на получателя субсидии могут быть наложены санкции в форме:
1
приостановления или расторжения договора о предоставлении субсидии
2
частичного или полного возврата полученной субсидии
3
уплаты штрафа и пеней
При выявлении на этапе участия в конкурсе или отборе либо в ходе реализации договора о предоставлении субсидии факта представления заведомо недостоверных сведений и прогнозов получатель субсидии может быть привлечен даже к уголовной ответственности по статьей № 159 Уголовного кодекса РФ («Мошенничество»).

Следует понимать, что в случае расторжения договора о предоставлении субсидии ее получатель подведет не только себя, но и администратора субсидии, которого неизбежно обвинят в некачественном планировании бюджетных средств и недостаточном контроле над их расходованием. Для предотвращения подобных ситуаций целесообразно еще на этапе принятия решения об участии в конкурсе или отборе тщательно проанализировать и оценить реальные возможности организации по достижению тех или иных показателей результативности и выполнению условий договора.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda