Субсидии. Вопрос № 1.

Какие виды затрат можно компенсировать за счет средств субсидии и в чем сложность субсидирования капитальных затрат?

Ответы на эти вопросы дает общая схема мер государственной поддержки, а также статьи 78 и 80 Бюджетного Кодекса РФ.
Подавляющее большинство субсидий предоставляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ и предусматривает компенсацию некапитальных затрат, а именно затрат, связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
С учетом сложившейся практики выделяют следующие группы затрат, которые в том или ином объеме можно профинансировать за счет средств субсидий:
затраты на НИОКР, патентование, сертификацию и стандартизацию продукции;
затраты на компенсацию расходов на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей, а также выплату купонного дохода по облигациям;
затраты на производство продукции;
затраты на транспортировку продукции;
затраты на маркетинг и продвижение продукции.
сайты администраций, правительств или руководителей субъектов Российской Федерации
Перечень конкретных видов затрат, которые разрешено компенсировать за счет средств субсидии, утверждается правилами ее предоставления и фиксируется в договоре о предоставлении такой субсидии. Обязательство по целевому использованию субсидии возлагается на ее получателя, его выполнение строго контролируется администратором субсидии.
Администратор субсидии — это орган исполнительной власти или институт развития (его структурное подразделение), с которым организация заключает договор о предоставлении субсидии.
Имея дело с субсидиями на компенсацию текущих затрат, важно следить за тем, чтобы соответствующие затраты, за исключением отдельных случаев, не были капитализированы в стоимость основных средств и отражены в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства». В случае проверки это может трактоваться как нарушение положений статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

При реализации инвестиционных проектов особенно заманчивой представляется возможность профинансировать за счет государства такие капитальные затраты, как строительство и ремонт зданий или закупка и ввод в эксплуатацию производственного оборудования. Здесь важны два принципиальных момента.

Во-первых, субсидии на компенсацию капитальных затрат подпадают под действие ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а значит, в обмен на бюджетное финансирование собственникам организации придется передать в государственную собственность соразмерную долю уставного капитала того юридического лица, на балансе которого будут числиться объекты капитальных вложений.
Статья 80 Бюджетного кодекса РФ

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталовуказанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставном (складочном) капитале таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, на сегодняшний день общеотраслевых субсидий на компенсацию капитальных затрат предприятий, находящихся в частной собственности, немного. Примером одной из таких субсидий является субсидия на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение в рамках реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.

Как бы то ни было, если инвестиционный проект реализуется с привлечением заемного финансирования, то косвенно компенсировать часть затрат капитального характера без «размытия» доли уставного капитала все-таки можно. Для этого нужно более внимательно рассмотреть субсидии на компенсацию процентных ставок или лизинговых платежей и просчитать возможную выгоду от возмещения соответствующих видов затрат.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
При реализации инвестиционных проектов особенно заманчивой представляется возможность профинансировать за счет государства такие капитальные затраты, как строительство и ремонт зданий или закупка и ввод в эксплуатацию производственного оборудования. Здесь важны два принципиальных момента.

Во-первых, субсидии на компенсацию капитальных затрат подпадают под действие ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а значит, в обмен на бюджетное финансирование собственникам организации придется передать в государственную собственность соразмерную долю уставного капитала того юридического лица, на балансе которого будут числиться объекты капитальных вложений.
Made on
Tilda