Субсидии

Инструменты государственной поддержки
Какие виды затрат можно компенсировать за счет средств субсидии и в чем сложность субсидирования капитальных затрат?
Где искать информацию о субсидиях?
С чего начинается и чем заканчивается работа по получению субсидии и исполнению принятых обязательств?
Какие требования предъявляются к получателям субсидий?
Что такое технологическое направление и высокотехнологичная продукция?
В чем отличия конкурсного отбора и отбора без проведения конкурса?
Как подготовиться к отраслевой и технологической экспертизе?
Как выглядит и заключается договор о предоставлении субсидии?
Какие изменения можно, а какие нельзя вносить в договор о предоставлении субсидии?
Каковы тонкости и отличия авансовых и затратных субсидий?
Что такое казначейское сопровождение?
Что нужно знать о планировании сроков расходования средств авансовых субсидий?
Какие обязательства берет на себя получатель субсидии и чем грозит их неисполнение?
Как учитывать НДС при операциях с субсидиями?
В чем специфика субсидий на компенсацию процентных ставок?
В чем специфика субсидий на НИОКР?
О подготовке каких документов нужно позаботиться заранее?
Какие тенденции в сфере субсидиарных мер государственной поддержки наблюдаются в настоящее время?
Как появляются новые субсидии?
Инфографика по общеотраслевым субсидиям и программам льготного заемного финансирования

Какие виды затрат можно компенсировать за счет средств субсидии и в чем сложность субсидирования капитальных затрат?

Вопрос № 1
Ответы на эти вопросы дает общая схема мер государственной поддержки, а также статьи 78 и 80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
При реализации инвестиционных проектов особенно заманчивой представляется возможность профинансировать за счет государства такие капитальные затраты, как строительство и ремонт зданий или закупка и ввод в эксплуатацию производственного оборудования. Здесь важны два принципиальных момента.

Во-первых, субсидии на компенсацию капитальных затрат подпадают под действие ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а значит, в обмен на бюджетное финансирование собственникам организации придется передать в государственную собственность соразмерную долю уставного капитала того юридического лица, на балансе которого будут числиться объекты капитальных вложений.
Статья 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталовуказанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставном (складочном) капитале таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, на сегодняшний день общеотраслевых субсидий на компенсацию капитальных затрат предприятий, находящихся в частной собственности, немного. Примером одной из таких субсидий является субсидия на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение в рамках реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.

Как бы то ни было, если инвестиционный проект реализуется с привлечением заемного финансирования, то косвенно компенсировать часть затрат капитального характера без «размытия» доли уставного капитала все-таки можно. Для этого нужно более внимательно рассмотреть субсидии на компенсацию процентных ставок или лизинговых платежей и просчитать возможную выгоду от возмещения соответствующих видов затрат.
Подавляющее большинство субсидий предоставляется в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает компенсацию некапитальных затрат, а именно затрат, связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Перечень конкретных видов затрат, которые разрешено компенсировать за счет средств субсидии, утверждается правилами предоставления субсидии и фиксируется в договоре о предоставлении такой субсидии. Обязательство по целевому использованию субсидии возлагается на ее получателя и строго контролируется администратором субсидии.

Имея дело с субсидиями на компенсацию текущих затрат, важно следить за тем, чтобы соответствующие затраты, за исключением отдельных случаев, не были капитализированы в стоимость основных средств и отражены в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства». При проверке выявление соответствующего факта может трактоваться как нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Где искать информацию о субсидиях?

Вопрос № 2
Субсидии предоставляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Администраторами субсидий могут выступать как непосредственно федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и институты развития.
Администратор субсидии — это орган исполнительной власти или институт развития (его структурное подразделение), с которым организация заключает договор о предоставлении субсидии.
Источниками информации о субсидиях и других механизмах государственной поддержки являются:
1
Сайты профильных отраслевых федеральных органов исполнительной власти:
2
Сайты институтов развития:
3
На уровне субъектов Российской Федерации:
сайты администраций, правительств или руководителей субъектов Российской Федерации
сайты профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
инвестиционные порталы субъектов Российской Федерации
сайты институтов развития субъектов Российской Федерации
региональные законы «О промышленной политике»
3
Кроме того, информацию о мерах государственной поддержки можно найти на специализированных информационных порталах, которые периодически собирают и систематизируют информацию о мерах государственной поддержки, представляют ее в унифицированном и визуализированном формате. Наиболее известными такими сайтами являются:
Собирая информацию о мерах государственной поддержки в целом и о субсидиях в частности, необходимо учитывать, что наиболее полная, актуальная и достоверная информация может быть получена только из первоисточников — законодательства Российской Федерации, а также сотрудников органов исполнительной власти и институтов развития, непосредственно отвечающих за администрирование субсидии.

С чего начинается и чем заканчивается работа по получению субсидии и исполнению принятых обязательств?

Вопрос № 3
Несмотря на кажущуюся сложность, модель взаимодействия между получателем и администратором субсидии большинстве случаев выстраивается на базе одной и той же унифицированной процедуры, включающей следующие этапы:
1
Объявление о конкурсе или отборе
Все начинается с размещения на официальном сайте администратора субсидии извещения (уведомления, объявления и т. п.) о начале приема заявок. Как правило, речь идет о заявках на отбор инвестиционных проектов или предприятий, с которыми впоследствии будут заключены договоры о предоставлении субсидий.

В извещении обычно указываются сроки и порядок приема, вскрытия, рассмотрения и оценки заявок. Здесь же перечисляются требования, предъявляемые к комплектности и оформлению документов, контактные данные ответственных сотрудников, реквизиты или копии регламентирующих документов, а также другие полезная информация.

В отдельных случаях, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления субсидии, в извещении также могут устанавливаться дополнительные требования к проектам и получателям субсидий.
2
Подготовка и направление заявок
В составе заявки предоставляются материалы, подтверждающие соответствие организации установленным требованиям. В основном это копии лицензий, сертификатов, кредитных договоров, учредительных и бухгалтерских документов.

Сведения о соответствии другим требованиям, например, о том, что организация, претендующая на получение субсидии, не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, а также что заявленные к возмещению затраты ранее не компенсировались и не будут компенсироваться в случае получения данной субсидии в рамках альтернативных программ государственной поддержки, просто декларируются.

Декларация может потребоваться и в отношении некоторых показателей результативности, достижение которых организация обязуется обеспечить в случае получения государственной поддержки.

Сбор заявок может проводиться единоразово, с определенной периодичностью или непрерывно в течение всего года. Исходя из сложившейся практики, на подготовку документов и подачу заявок с момента размещения извещения отводится не менее месяца.
3
Определение будущих получателей субсидии
Поступившие заявки вскрываются и рассматриваются администратором субсидии на предмет соответствия формальным требованиям. Далее может последовать отраслевая, технологическая или финансовая экспертиза, по результатам которой заявки рейтингуются для составления перечня предприятий или проектов, прошедших отбор или признанных победителями конкурса.

В целях обеспечения объективности и прозрачности рассмотрения и оценки заявок результаты отдельных этапов процесса оформляются протоколами заседаний либо заключениями рабочих групп, комиссий или советов, образованных из представителей администратора субсидии, профильных министерств и ведомств, а также экспертного сообщества. В ряде случаев на указанных заседаниях допускается присутствие представителей организаций, подавших заявку на участие в конкурсе или отборе.
4
Заключение договоров о предоставлении субсидий
С организациями, победившими в конкурсе или прошедшими отбор, заключаются договоры (соглашения) о предоставлении субсидий. В зависимости от характера субсидий в составе договором могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок на получение субсидии.
5
Предоставление и расходование средств субсидий
Субсидия, как правило, предоставляется на основании приказа администратора субсидии, подготовленного непосредственно в соответствии с договором или по результатам рассмотрения заявок на получение субсидии.

В данном случае речь идет о представлении документов, необходимых для точного расчета размера субсидии, а также о документах, подтверждающих соответствие организации или проекта установленным требованиям по состоянию на дату, близкую к дате непосредственной выплаты субсидии.

В зависимости от характера субсидии денежные средства могут перечисляться как непосредственно на расчетный счет организации, так и на лицевые счета, открываемые в Территориальных органах Федерального Казначейства.
6
Исполнение обязательство по договору о предоставлении субсидии
На протяжении всего периода действия договора о предоставлении субсидии,(который может существенно отличаться от периода субсидирования) организация, как правило, обязана отчитываться о соблюдении предусмотренных в нем условий и достижении установленных показателей результативности.

В случае неисполнения принятых обязательств средств в отношении организации могут быть применены штрафные санкции.

Какие требования предъявляются к получателям субсидий?

Вопрос № 4
Требования к организациям, а также к проектам и затратам, которые можно компенсировать за счет субсидии, содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления субсидий, а также в ведомственных приказах и стандартах.

Базовые и единые требования к получателям субсидии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг», предусматривают, что:
1
у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов
2
у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов
3
организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства
4
организация зарегистрирована в качестве российского юридического лица
5
совокупная доля участия офшорных компаний в уставном капитале получателя субсидии не превышает 50%
6
планируемые к возмещению затраты не субсидируются в рамках альтернативных программ государственной поддержки
Соответствующие требования предъявляются как на этапе заключения договора о предоставлении субсидии, так и на этапе ее выплаты.
Достаточно часто администратор субсидии бывает вынужден отказать в предоставлении субсидии в связи с наличием у организации даже незначительной задолженности по налогам и сборам на первое число месяца, предшествующего месяцу заключения договора или получения субсидии. О предотвращении возникновения подобной ситуации следует позаботиться заблаговременно.
В дополнение к указанным единым требованиям постановлениями Правительства Российской Федерации или актами субъектов Российской Федерации с учетом целей и задач государственной поддержки устанавливаются различные дополнительные требования, в том числе:
1
требования к отраслевой принадлежности могут устанавливаться как в словесной форме, так и путем указания кодов ОКВЭД2, ОКПД2 или ТНВЭД ЕАЭС, которые подпадают либо, наоборот, не подпадают под действие субсидии
2
требования к конкретным направлениям затрат, подлежащих компенсации за счет средств субсидии (в отдельных случаях с указанием конкретных пороговых значений в стоимостном или натуральном выражении)
3
требования к наличию определенных лицензий, свидетельств, сертификатов и т. п.
4
требования к размеру, ресурсной обеспеченности, финансовым, технологическим и иным показателям и характеристикам деятельности организации или реализуемого ею инвестиционного проекта
5
требования к гарантиям спроса на производимую продукцию
Некоторые из перечисленных показателей могут применяться исключительно на этапе конкурса или отбора заявок, в то время как другие выступают в качестве показателей результативности и обязательно включаются в договор о предоставлении субсидии.
Иногда продукция отдельных отраслей промышленности, часто инновационная или узкоспециализированная, в явном виде отсутствует в действующих кодах ОКВЭД2, ОКПД2 или ТНВЭД ЕАЭС либо «размыта» по отдельным кодам (например, в соответствии с классификацией отдельных компонентов, узлов и агрегатов готового изделия). В таких случаях необходимо четко обосновать отнесение продукции или вида деятельности к требуемому коду ОКВЭД2, ОКПД2 или ТНВЭД ЕАЭС и предварительно проконсультироваться по этому поводу с администратором субсидии. В долгосрочной перспективе целесообразно инициировать и всячески продвигать внесение необходимых изменений в соответствующие классификаторы.
Наряду с требованиями, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации, правилами предоставления субсидий может быть предусмотрена возможность конкретизации требований к отраслевой, продуктовой или технологической принадлежности на уровне ведомственных актов (приказов, стандартов и т. п.).

Что такое технологическое направление и высокотехнологичная продукция?

Вопрос № 5
Предъявляемые к получателям субсидий требования и ограничения часто предусматривают обязательное соответствие инвестиционного проекта перечню приоритетных/технологических направлений и присутствие производимой продукции в перечне высокотехнологичной продукции.

Такие перечни могут быть утверждены как в тексте постановлений Правительства Российской Федерации, так и на уровне ведомственных приказов профильных органов государственной власти.

Следует иметь в виду, что под одной и той же формулировкой в двух разных постановлениях Правительства Российской Федерации могут подразумеваться совершенно разные перечни. Во избежание ошибок необходимо внимательно следить за реквизитами документов, ссылки на которые даются в отношении таких перечней.

Утверждение перечней технологических направлений может осуществляться как органами государственной власти самостоятельно, так и на основании предложений потенциальных получателей субсидий. Например, в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 (субсидии на НИОКР) перечень технологических направлений фактически формируется в рамках отдельного конкурсного отбора, по результатам которого совокупный объем денежных средств, предусмотренных на реализацию субсидии, распределяется по конкретным технологическим направлениям.

В случае отсутствия в утвержденных перечнях необходимого технологического направления или вида продукции можно попробовать обратиться в профильный орган государственной власти или институт развития с инициативой о расширении перечня. Однако нужно учитывать, что даже при наличии соответствующей технической возможности расширение перечня технологических направлений или кодов высокотехнологичной продукции для принятия положительного решения может потребоваться время, а также внушительный комплект обосновывающих материалов, включающий в том числе:
1
Те или иные аналитические данные в масштабах всей отрасли
2
Информацию о заинтересованности организаций отрасли
3
Информацию о наличии платежеспособного спроса
4
Подборку официальных протоколов и поручений Президента и Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также общественных и отраслевых объединений
Протоколы и поручения Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, за исключением закрытых или помеченных грифом «Для служебного пользования», публикуются на официальных сайтах Президента, Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, а также на официальных сайтах профильных консультационных и совещательных органов.

Ситуация с поручениями и протоколами, подписанными на уровне аппаратов перечисленных органов власти, а также на уровне министерств и ведомств, несколько более сложная, поскольку в общедоступных источниках публикуются лишь некоторые из указанных документов. Получить информацию о наличии или отсутствии документов по интересующей тематике, как правило, можно лишь в ходе встреч и консультаций с представителями соответствующих органов государственной власти.

В чем отличия конкурсного отбора и отбора без проведения конкурса?

Вопрос № 6
Субсидии, как и другие меры государственной поддержки, могут предоставляться как на конкурсной основе, так и путем отбора заявок без проведения конкурса.

В первом случае (при проведении конкурса) перечень организаций, с которыми будут заключены договоры о предоставлении субсидии, составляется в результате проведения многокритериальной оценки и рейтингования заявок. В итоге субсидия предоставляется либо победителю конкурса, либо нескольким претендентам, чьи заявки получили наибольший рейтинг в пределах бюджета, утвержденного на субсидию в целом либо на отдельное технологическое направление.

Критерии оценки заявок устанавливаются правилами предоставления субсидий и могут включать в том числе следующие показатели:

1
Запрашиваемый размер субсидии.
2
Заявленные компанией значения показателей результативности, в том числе:
объем производства или реализации
количество создаваемых высокопроизводительных рабочих мест
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности
финансовые показатели
бюджетная эффективность
экспертная оценка отраслевого, технологического и кадрового потенциала
Соответствующие показатели, как правило, прямо или косвенно отражают показатели, установленные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», профильных государственных программах, отраслевых и региональных стратегиях, дорожных картах, прогнозах и других документах стратегического планирования.

Конкретный перечень показателей и критериев оценки, их относительная значимость, а также формулы расчета рейтинга по каждой отдельной субсидии устанавливаются индивидуально и утверждаются правилами предоставления субсидии или соответствующими ведомственными актами.
Бюджетная эффективность — это отношение совокупного объема налоговых поступлений в результате реализации проекта в течение определенного периода времени к запрашиваемому размеру субсидии.

В зависимости от требований конкретных регламентирующих документов данный показатель может рассчитываться как на основе всех налоговых поступлений, так и по определенному перечню налогов, а также отдельно по федеральной или региональной составляющей. В некоторых случаях при расчете показателя может использоваться дисконтирование денежных потоков к моменту принятия решения о предоставлении государственной поддержки.
Следует отметить, что при конкурсном отборе для определения победителя важен исключительно рейтинг заявки, независимо от того, какой по счету она была подана в пределах установленного срока. В связи с этим при подготовке заявки на участие в конкурсе первоочередное внимание следует уделить документам и показателям, принятым в качестве критериев оценки. Имеет смысл спрогнозировать, какую оценку могут получить компании-конкуренты, а также попытаться структурировать («упаковать») собственную заявку таким образом, чтобы максимально увеличить ее прогнозируемый расчетный рейтинг.
При подготовке заявки нужно думать не только о том, как обойти конкурентов, но и об отдаленных последствиях. Если заявленные показатели не будут достигнуты, полученную субсидию придется вернуть и еще уплатить штраф, а за представление заведомо недостоверных сведений возможна даже уголовная ответственность.
В рамках отбора без проведения конкурса оценка и расчет рейтинга заявок не проводятся, а государственную поддержку в порядке очереди могут получить все организации, заявки которых соответствуют установленным требованиям и ограничениям. Прежде всего договор о предоставлении субсидии заключается с той организацией, которая подала заявку первой, затем с той, которая подала заявку второй, и так далее, пока не будут распределены все лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующую меру государственной поддержки. Таким образом, при составлении перечня организаций, которые получат субсидии в рамках отбора без проведения конкурса, решающую роль играет срок подачи заявки.

Оперативность подачи заявок особенно важна в следующих случаях:
1
когда совокупный спрос на субсидию явно превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее предоставление законом о бюджете
2
если подходит к концу установленный в извещении срок подачи документов на заключение договоров или на получение субсидии (обычно к этому времени активизируются все, кто по каким-либо причинам не подготовили заявки заблаговременно)
Известны случаи, когда предусмотренный законом объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии для компенсации процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств оказывался распределенным в порядке очереди по заявителям уже в первые дни приема заявок.

Как подготовиться к отраслевой и технологической экспертизе?

Вопрос № 7
На этапе рассмотрения и оценки заявок на получение государственной поддержки часто проводится отраслевая или технологическая экспертиза, в рамках которой заявленные инвестиционные проекты, НИОКР и технологии оцениваются экспертами на предмет (в случае отбора без проведения конкурса) или степень (в случае конкурсного отбора) соответствия таким показателям, как:
1
соответствие профильным документам стратегического планирования, в том числе:
отраслевым стратегиям и программам
стратегиям и программам развития субъектов Российской Федерации
территориальным схемам и планам развития территорий
стратегиям и прогнозам в сфере научно-технической, социальной, кадровой, образовательной, экономической, экологической государственной политики и другим ее направлениям
2
соответствие профильным поручениям Президента и Правительства Российской Федерации
3
соответствие отраслевым планам мероприятий по импортозамещению
4
соответствие принципам и справочникам наилучших доступных технологий
5
технологическая уникальность и инновационность
6
технологическая и рыночная масштабируемость
7
техническая реализуемость
8
наличие гарантированного спроса на внутреннем рынке
9
экспортный потенциал и конкурентоспособность на мировых рынках
10
использование отечественного оборудования, сырья и материалов
11
кумулятивный эффект для развития смежных отраслей промышленности
12
вклад в реализацию приоритетных и ведомственных проектов и программ
Примерный перечень и рекомендуемые формы представления информации для проведения экспертизы заявок по указанным показателям обычно содержатся в извещении о проведении конкурса или отбора заявок.

Отраслевая и технологическая экспертиза обычно включает как очные, так и заочные мероприятия. Поступившие заявки направляются на рассмотрение экспертам или членам комиссии, которые, в свою очередь, готовят письменные заключения или формируют соответствующую позицию для оглашения в ходе предстоящего заседания.

Типовая повестка такого заседания включает следующие вопросы:
1
оглашение в отношении каждой заявки кратких сведений о проекте или технологии, заявленных показателей результативности, а также показателей, являющихся критериями оценки
2
выступления экспертов и членов комиссии
3
обсуждение возникающих вопросов
4
принятие решений по каждой из рассмотренных заявок
Исходя из практики, можно отметить, что на заседаниях комиссий наряду с протокольными и типовыми вопросами иногда затрагиваются и такие, ответы на которые в явном виде не предусмотрены формой заявки и комплектом документов на получение государственной поддержки. В связи с этим в ходе подготовки к заседаниям комиссий с представителями организаций, подавших заявку на получение государственной поддержки, могут проводиться дополнительные рабочие встречи или консультации с целью разъяснения либо уточнения отдельных спорных или недостаточно подробно описанных моментов.

Для того, чтобы увеличить шансы на успех в рамках прохождения отраслевой и технологической экспертизы, о реализуемом проекте, НИОКР или инновационной продукции эксперты и члены комиссии должны знать еще задолго до того, как к ним в руки попадет заявка на субсидию. Проект должен быть «на слуху» и регулярно упоминаться (в положительном ракурсе и не слишком навязчиво) в ходе официальных и рабочих встреч и совещаний, отраслевых мероприятий, деловой переписки с профильными органами государственной власти и т. д. Хорошо, если производственную площадку посетят первые лица государства, представители руководства профильных министерств, а также руководство соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как выглядит и заключается договор о предоставлении субсидии?

Вопрос № 8
В большинстве случаев для получения государственной поддержки между администратором субсидии и предприятием, прошедшим отбор или победившим в конкурсе, заключается договор (соглашение) о предоставлении субсидии. Регламентные сроки подписания договоров устанавливаются правилами предоставления субсидий и могут варьироваться в пределах от нескольких дней до нескольких месяцев с момента подведения итогов конкурса или отбора заявок. В отдельных случаях такой срок может быть весьма сжатым и требовать оперативных и безошибочных действий как со стороны организации — претендента на государственную поддержку, так и со стороны администратора субсидии.

Если между началом приема заявок и планируемой датой заключения договора проходит значительное время, то непосредственно перед подписанием договора может потребоваться дополнительное подтверждение (либо декларирование) организацией своего соответствия обязательным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887.

Дополнительное подтверждение (или декларирование) организацией своего соответствия установленным требованиям может потребоваться в отношении:
1
отсутствия у нее неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафовотсутствия просроченной обязанности по возврату в бюджет ранее полученных субсидий или бюджетных инвестиций
2
ненахождения в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства
3
регистрации организации в качестве российского юридического лица
4
совокупной доли участия офшорных компаний в уставном капитале получателя субсидии в пределах 50%
5
не получения субсидий на компенсацию соответствующих затрат в рамках альтернативных программ государственной поддержки
С 2017 года все договоры о предоставлении субсидий заключаются в электронном виде в информационной системе «Электронный бюджет» с использованием усиленной электронной цифровой подписи (ЭЦП). Регистрацию организаций в «Электронном бюджете» осуществляет Минфин России на основании заявок, направляемых администраторами субсидий по результатам конкурсных или отборочных процедур. При хорошем раскладе все это занимает несколько дней. Однако необходимо учитывать, что для регистрации в данной системе руководитель организации или уполномоченный на заключение договора сотрудник должен иметь действующий ключ ЭЦП. Следовательно, в целях соблюдения установленного срока заключения договора о наличии ЭЦП целесообразно позаботиться заблаговременно.

Проект договора о предоставлении субсидии готовится администратором субсидии с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 на основании типовых форм, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2016 № 199н.

В числе прочего, в договоре о предоставлении субсидии прописываются:
1
виды затрат, подлежащих субсидированию
2
прогнозируемый размер субсидии
3
сроки и порядок выплаты средств субсидии
4
период субсидирования и срок действия договора
5
значения показателей результативности и сроки их достижения
6
график реализации проекта (если субсидия привязана к проекту)
7
сроки и формы отчетности по договору
8
порядок возврата субсидии и уплаты штрафных санкций на случай, если будут нарушены условия договора или не достигнуты заявленные показатели результативности
9
права и обязанности администратора субсидии и органов государственного финансового контроля проводить проверки, а также запрашивать информацию и документы, необходимые для осуществления контроля со соблюдение порядка, целей и условий предоставления субсидии
Необходимо отметить, что договор о предоставлении субсидии, как правило, заключается на период достижения организацией заявленных показателей результативности. Этот период может существенно превышать срок, в течение которого планируется непосредственное перечисление и расходование средств субсидии. Кроме того, состав и содержание договора о предоставлении субсидии будут отличаться в зависимости категории подлежащих субсидированию затрат, а также от того, является ли субсидия затратной или авансовой.

Какие изменения можно, а какие нельзя вносить в договор о предоставлении субсидии?

Вопрос № 9
Если в период действия договора о предоставлении субсидии у организации возникает желание или необходимость внести в него те или иные изменения, то следует иметь в виду, что далеко не все из них могут быть положительно восприняты и согласованы администратором субсидии. Так, в большинстве случаев недопустимым является:
1
ухудшение показателей результативности
2
увеличение сроков их достижения
3
снижение значений показателей, которые на этапе конкурса использовались в качестве критериев оценки и рейтингования заявки на оказание государственной поддержки
4
нарушение пороговых значений показателей и требований, предъявляемых к получателям субсидии, производимой ими продукции, реализуемым проектам
Исключением могут быть отдельные форс-мажорные ситуации в случае, если возможность и порядок внесения связанных с ними изменений предусмотрены договором и правилами предоставления субсидии. Прочие изменения, по сути, не приводящие к указанным ситуациям, могут расцениваться как потенциально возможные по соглашению сторон в случае представления организацией соответствующих убедительных оснований. Так, вполне допустимым может быть небольшое изменение закрепленных в договоре сроков и содержания отдельных этапов реализации проекта, если это не повлияет на достижение показателей результативности.
По ходу исполнения договора о предоставлении субсидии в него могут быть внесены различные изменения технического и процессуального характера, в том числе корректирующие размер субсидии, а также конкретизирующие реквизиты казначейского счета для перечисления субсидии.
В целях своевременного и оперативного заключения договора о предоставлении субсидии, а также во избежание ошибок и непредвиденных ситуаций в ходе заключения и исполнения договора, организации рекомендуется тщательно продумать и проработать всю информацию, которая будет включена в него, еще на этапе принятия решения и подготовки заявки на участие в конкурсе или отборе заявок на получение государственной поддержки. Особое внимание следует уделить значениям и срокам достижения показателей результативности, а также графику реализации инвестиционного проекта (в случае, если субсидируются затраты по инвестиционному проекту).

Каковы тонкости и отличия авансовых и затратных субсидий?

Вопрос № 10
Затратные субсидии (они же субсидии на возмещение затрат) являются относительно более простыми и распространенными и предусматривают компенсацию из государственного бюджета затрат, уже понесенных организацией.

Для получения субсидии организация, с которой заключен договор, направляет в профильный орган государственной власти заявку с приложением:
1
расчета размера субсидии
2
комплекта первичных бухгалтерских документов, позволяющих проверить объем и целевое направление заявленных к возмещению затрат
3
отчета о ходе достижении показателей результативности
4
комплекта документов или декларации о соответствии обязательным требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887
Представленные документы рассматриваются сотрудниками администратора субсидии, после чего денежные средства перечисляются на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации. Никаких дальнейших требований и ограничений по использованию указанных денежных средств не предусматривается. Организации остается лишь обеспечить достижение показателей результативности, установленных договором о предоставлении субсидии.

Авансовые субсидии (они же субсидии на финансовое обеспечение затрат) гораздо более сложны в реализации, однако позволяют получить финансирование еще до фактического осуществления соответствующих затрат.
При заключении договора о предоставлении субсидии составляется план-график с указанием сроков перечисления, объемов и конкретных направлений расходования средств субсидии. Кроме того, в договор включается требование об обособленном аналитическом учете операций, осуществляемых за счет средств субсидии. Для получения субсидии организация, с которой заключен договор, направляет в профильный орган государственной власти заявку с приложением следующих документов:
1
отчета о ходе достижения показателей результативности
2
отчета о целевом использовании предыдущих тра́ншей субсидии
3
комплекта первичных бухгалтерских документов, позволяющих проверить объем и целевое направление затрат, профинансированных за счет предыдущих тра́ншей субсидии
4
комплекта документов или декларации о соответствии обязательным требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887
Представленные документы рассматриваются сотрудниками администратора субсидии, после чего денежные средства перечисляются на лицевой счет организации, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (ТОФК) по месту государственной регистрации юридического лица. В случае выявления в ходе проверки документов факта неполного или нецелевого использования средств субсидии администратор субсидии может соразмерно уменьшить сумму очередного транша либо обязать организацию вернуть потраченную нецелевым образом денежную сумму в государственный бюджет. Расходование средств субсидии с лицевого счета осуществляется в рамках правил и процедур казначейского сопровождения договоров и государственных контрактов.
В составе комплекта первичных документов, как правило, представляются (в зависимости от вида субсидируемых затрат) копии договоров с поставщиками и подрядчиками, копии актов и накладных, кредитные договоры и банковские выписки, платежные поручения, а также справки и расшифровки, заверенные кредитной организацией, документы о начислении и выплате заработной платы и т. д.

Что такое казначейское сопровождение?

Вопрос № 11
С 2016 года все операции с авансовыми субсидиями осуществляются через специальные лицевые счета «организации не участвующие в бюджетном процессе», открытые получателями субсидий в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) по месту государственной регистрации юридического лица. Соответствующий порядок установлен Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства».

Для открытия лицевого счета и подключения к системе электронного документооборота организация должна самостоятельно обратиться в соответствующее территориальное управление Федерального казначейства. Основанием для открытия лицевого счета служит подписанный договор о предоставлении субсидии. При хорошем раскладе открытие лицевого счета требует нескольких дней, после чего его реквизиты нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к договору о предоставлении субсидии.

Расходование денежных средств субсидии, перечисленных на лицевые счета организаций в казначействе, может осуществляться двумя способами:
1
Путем перечисления на лицевые счета поставщиков и подрядчиков на основании заключенных с ними договоров (в случае авансовых платежей) или закрывающих документов (в случае окончательных расчетов по договорам). При этом денежные средства будут перечислены лишь после проверки территориальным органом Федерального казначейства их целевого направления.

В данном случае поставщикам и подрядчикам придется также открыть соответствующие лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и впоследствии столкнуться с теми же сложностями при расходовании денежных средств, с которыми сталкиваются непосредственные получатели субсидий.
2
путем перечисления на расчетный счет получателя субсидии, причем данная схема возможна лишь в двух случаях:
при возмещении расходов на оплату труда, если субсидирование таких затрат предусмотрено договором и правилами предоставления субсидии
при представлении документов, подтверждающих факт более раннего осуществления затрат за счет собственных средств организации и проведения окончательных расчетов по договору. В этом случае авансовая субсидия фактически превращается в затратную

Что нужно знать о планировании сроков расходования средств авансовых субсидий?

Вопрос № 12
Казначейское сопровождение — далеко не единственная сложность, возникающая при работе с авансовыми субсидиями. Совокупный объем денежных средств на оказание господдержки по каждой из субсидий устанавливается ежегодно и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, а если субсидия региональная — законом о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации.

До конца года предусмотренные законом бюджетные ассигнования должны быть израсходованы, либо возвращены в доход государственного бюджета. При этом второй вариант традиционно не приветствуется, поскольку является признаком некачественного планирования и, с точки зрения администратора субсидии, чреват сокращением объемов финансирования в последующие годы. Данное обстоятельство налагает существенные ограничения в том числе и на получателей авансовых субсидий. Другими словами, выделенную на текущий год авансовую субсидию организация должна до конца года полностью израсходовать в соответствии с утвержденными в договоре целевыми направлениями затрат. Более того, с учетом регламентных сроков проведения платежей, а также высокой нагрузки на казначейство, возникающей в конце бюджетного периода, сделать это желательно до середины декабря.

Что делать, если отбор заявок и заключение договоров о предоставлении авансовых субсидий по тем или иным обстоятельствам приходятся на IV квартал текущего года, а планируемые к предоставлению средства субсидии также запланированы на текущий финансовый год? В большинстве случаев в такой ситуации изначально нужно ориентироваться на возмещение затрат, исключительно или преимущественно уже осуществленных в текущем году, чтобы к моменту получения денежных средств на лицевой счет в казначействе (а этот процесс может затянуться до середины декабря) быть готовым незамедлительно представить туда комплект документов, необходимых для списания средств субсидии непосредственно на расчетный счет организации.

Таким образом, при работе по авансовым субсидиям, особенно в условиях сжатых сроков, необходимо тщательно спланировать следующие промежуточные контрольные даты:
1
Дата подведения итогов конкурса или отбора
2
Дата подписания договора о предоставлении субсидии
3
Дата открытия лицевого счета в казначействе
4
Дата подписания дополнительного соглашения
5
Дата перечисления средств субсидии на лицевой счет в казначействе
6
Дата подачи заявки и комплекта документов на субсидию
7
Дата представления документов для списания средств с лицевого счета
8
Дата перечисления средств на расчетный счет организации
Субсидии, по каким-либо причинам не израсходованные получателем до конца соответствующего года, будут заблокированы и возвращены в бюджет.

С учетом сложившейся практики, восстановление неиспользованных остатков субсидий в последующем году технически возможно с учетом следующих оговорок:
1
договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, а в идеале — и соответствующие акты и накладные, платежи по которым планируется профинансировать за счет средств субсидии, должны быть подписаны до конца текущего года
2
администратор субсидии должен принять решение об использовании остатков субсидии, после чего сформировать и направить в казначейство согласованные с Минфином России «Сведения» с приложением расчетов, обоснований и направлений расходования восстанавливаемых средств
3
соответствующие административные процедуры должны быть завершены до средины следующего года, причем практика показывает, что проведение данных процедур в более ранние сроки также является проблематичным
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не поставить в нее администратора субсидии, нужно тщательно спланировать направления и объемы планируемых к реализации средств, а также сроки заключения договоров, выплат авансов, подписания закрывающих документов и окончательных расчетов по тем затратам, которые будут профинансированы за счет авансовой субсидии, еще на этапе подготовки заявки и лишь затем, с учетом всего изложенного, сформировать предложения по объему и графику получения авансовой субсидии.

Какие обязательства берет на себя получатель субсидии, и чем грозит их неисполнение?

Вопрос № 13
Подписывая договор о предоставлении субсидии, организация берет на себя обязательство по целевому расходованию средств субсидии, а также по достижению заявленных или установленных правилами предоставления субсидии показателей результативности.

Кроме того (хотя это и не всегда бывает четко прописано), предполагается, что на протяжении всего срока действия договора о предоставлении субсидии параметры и характеристики организации, инвестиционного проекта или производимой продукции будут соответствовать требованиям, установленным правилами предоставления субсидии, а также тем значениям, которые использовались при оценке заявок в рамках проведения конкурсного отбора.

В этой связи недопустимым, например, будет увеличение стоимости проекта в процессе его реализации с превышением порогового значения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления субсидии, либо существенное изменение профиля деятельности, номенклатуры и характеристик производимой продукции по сравнению с изначально указанными в бизнес-плане инвестиционного проекта.

На протяжении всего периода действия договора организация обязана представлять администратору субсидии регулярные отчеты, которые обычно включают информацию:
1
о ходе достижения в отчетном периоде показателей результативности
2
о ходе достижения в отчетном периоде показателей результативности
3
о соответствии отдельным требованиям правил предоставления субсидии
4
о целевом использовании субсидии с приложением комплекта подтверждающих первичных документов (для авансовых субсидий)
В период субсидирования по итогам каждого календарного года администратор субсидии может также потребовать проведения сверки расчетов по договору. Кроме того, в договоре обязательно фиксируется согласие получателя субсидии на проведение администратором субсидии и органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения получателем субсидии порядка, условий и целей их предоставления. Другими словами, целевое расходование средств субсидии, а также достижение показателей результативности может быть в любой момент проверено профильным министерством, Счетной палатой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими контролирующими органами. Проверка может быть камеральной либо выездной с элементами фото- и видеофиксации создаваемых или реконструируемых производственных объектов, введенного в эксплуатацию технологического оборудования и производимой продукции.

При достижении показателей результативности, более низких по сравнению с заявленными, нецелевом расходовании средств субсидии, непредоставлении отчетности и прочих нарушениях условий договора на получателя субсидии могут быть наложены санкции в форме:
1
приостановления или расторжения договора о предоставлении субсидии
2
частичного или полного возврата полученной субсидии
3
уплаты штрафа и пеней
При выявлении на этапе участия в конкурсе или отборе либо в ходе реализации договора о предоставлении субсидии факта представления заведомо недостоверных сведений и прогнозов получатель субсидии может быть привлечен даже к уголовной ответственности по ст. № 159 Уголовного кодекса Российской Федерации («Мошенничество»).

Следует понимать, что в случае расторжения договора о предоставлении субсидии ее получатель подведет не только себя, но и администратора субсидии, которого неизбежно обвинят в некачественном планировании бюджетных средств и недостаточном контроле над их расходованием. Для предотвращения подобных ситуаций целесообразно еще на этапе принятия решения об участии в конкурсе или отборе тщательно проанализировать и оценить реальные возможности организации по достижению тех или иных показателей результативности и выполнению условий договора.

Как учитывать НДС при операциях с субсидиями?

Вопрос № 14
В процессе подготовки документов на субсидию рано или поздно возникает вопрос о допустимости ее использования в целях компенсации сумм НДС по товарам и услугам, приобретаемым за счет средств субсидии. Если данный вопрос никак не затронут в официальных документах, регламентирующих правила и порядок предоставления субсидии, то возможны два варианта действий.

Вариант 1. За счет средств субсидии финансируются затраты на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг с учетом НДС. Поскольку соответствующие расходы на уплату НДС по приобретенным ценностям уже будут профинансированы государством, принятие их к вычету при подаче налоговой декларации фактически приведет к двойной компенсации, что неправомерно. Принятые к вычету соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению согласно п. 6 ч. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 6 части 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации:

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Вариант 2. Из средств субсидии изначально компенсируются затраты за вычетом НДС, а соответствующие суммы налога финансируются за счет собственных средств организации. Этот вариант является наиболее приемлемым, поскольку максимально сокращает объем технической работы, не вызывает лишних вопросов у администратора субсидии и контролирующих органов, а также позволяет профинансировать за счет средств субсидии приобретение большего количества товаров, работ и услуг.

В чем специфика субсидий на компенсацию процентных ставок?

Вопрос № 15
На сегодняшний день субсидии на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, выплату купонных платежей по облигационным займам, а также затрат на уплату платежей по договорам лизинга являются наиболее распространенными. Как правило, это затратные субсидии, которые, с точки зрения направлений целевого использования заемных средств, делятся на две категории:
1
субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам
2
субсидирование процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств
В связи с реализацией большинства инвестиционных проектов с привлечением заемных средств компенсация затрат на уплату процентов или купонные платежи позволяет косвенно сократить финансовую нагрузку даже при осуществлении капитальных затрат. Такого рода поддержка не только не противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и способствует улучшению финансовых показателей проектов, делая их более привлекательными для инвесторов.

С кредитами на пополнение оборотных средств ситуация иная. Будучи экономически приемлемыми с точки зрения государства в период кризиса, в настоящее время субсидии на компенсацию затрат по таким кредитам практически не предоставляются, поскольку в долгосрочной перспективе не создают кумулятивного эффекта и дополнительных стимулов к повышению конкурентоспособности и созданию новых более современных производств.

По кредитным договорам, договорам лизинга и облигационным займам, полученным до начала 2017 года, максимальный размер субсидии ограничивается суммой затрат на уплату процентов, рассчитанных исходя из определенного установленного правилами предоставления субсидии процентного соотношения, но не более 100% от ключевой ставки Банка России (ранее — ставки рефинансирования).

В отношении кредитных договоров, договоров лизинга и облигационных займов, полученных начиная с 2017 года, действуют следующие положения Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 № 702 «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется»:
1
вместо ключевой ставки Банка России используется так называемый базовый индикатор, который в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально как средневзвешенное соотношение ключевой ставки Банка России и значения кривой бескупонной доходности десятилетних облигаций федерального займа. При этом чем более коротким является срок займа, тем ближе к ключевой ставке Банка России значение базового индикатора
2
в качестве дополнительного ограничения не подлежат субсидированию проценты по кредитам и займам, выданным под изначально высокие ставки, превышающие расчетное значение базового индикатора на 9% и более. Данное требование введено для пресечения ситуаций, когда выгоду от оказания государственной поддержки получают не столько предприятия и инвесторы, реализующие приоритетные с точки зрения экономики инвестиционные проекты, сколько кредитные организации, искусственно завышающие процентные ставки по инвестиционным кредитам
Таким образом, указанные особенности нужно учитывать не только при обращении за субсидией, но и ранее — еще на этапе выбора банка, заключения кредитного договора или размещения облигационных займов.

Наряду с компенсацией процентных ставок в последние годы становятся все более популярными такие механизмы государственной поддержки, как льготное заемное финансирование и увеличение доступности заемных средств за счет государственных гарантий, причем как через специализированные институты развития (Фонд развития промышленности, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Корпорацию развития малого и среднего предпринимательства и др.), так и напрямую через кредитные организации.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и выплату купонного дохода по облигациям в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов.
Финансирование проектов по импортозамещению и организации производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Льготное заемное финансирование проектов по локализации производства комплектующих изделий.
Льготное заемное финансирование части первоначальных платежей по договорам лизинга промышленного оборудования.

В чем специфика субсидий на НИОКР?

Вопрос № 16
Получение субсидий на НИОКР неслучайно считается особенно сложным:
1
на этапе конкурса или отбора в том или ином виде обязательно проводится сложная отраслевая и технологическая экспертиза
2
на государственную поддержку обычно могут претендовать лишь НИОКР, реализуемые в привязке к конкретному инвестиционному проекту, а это значит, что уже на этапе разработки и испытания технологии необходимо иметь бизнес-план и конкретные показатели результативности, обязательства по достижению которых будут закреплены в договоре на получение государственной поддержки
3
субсидии на НИОКР в большинстве своем являются авансовыми, в связи с чем их получателям придется в полной мере столкнуться со всеми трудностями и нюансами казначейского сопровождения
4
при планировании и расходовании средств субсидии на НИОКР часто возникают вопросы, связанные с корректным учетом налога на добавленную стоимость
Кроме того, НИОКР или связанный с ними инвестиционный проект часто могут или должны реализовываться в рамках кооперации нескольких участников, среди которых можно выделить:
1
инвестора или промышленного партнера
2
потребителей, обеспечивающих гарантии спроса на инновационную продукцию
3
головного исполнителя и соисполнителей НИОКР
4
профильные научные и образовательные организации
В идеале все юридические взаимоотношения должны быть согласованы и закреплены еще на этапе подготовки документов на участие в конкурсе, ведь заявителем и непосредственным получателем субсидии будет выступать лишь один из участников, которому придется отвечать перед государством по всем обязательствам. В этой связи целесообразно заблаговременно обсудить и решить вопросы распределения:
1
прав на интеллектуальную собственность
2
ответственности за достижение конкретных показателей результативности
3
непосредственных финансовых и нефинансовых выгод от получения субсидии
В Методических рекомендациях № Р 50−605−80−93 «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения» даны следующие определения:

Научно-исследовательская работа (НИР) — комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

Опытно-конструкторская работа (ОКР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, изготовлению и испытаниям опытного (головного) образца (опытной партии), выполняемых для создания (модернизации) продукции.

Опытно-технологическая работа (ОТР) — комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и технической документации на них.

Научно-исследовательская работа по созданию продукции является одной из разновидностей прикладных научно-исследовательских работ. Она служит начальным этапом комплекса работ по созданию и освоению новой техники и проводится в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществить без проведения соответствующих научных исследований. В отличие от фундаментальных и поисковых НИР прикладная НИР проводится с целью создания конкретного образца (типа изделия, материала) или исследования особенностей его функционирования или применения. Одним из этапов НИР по созданию материала является опытно-технологическая работа, в процессе которой изготавливается опытная партия материала.

Опытно-конструкторская и опытно-технологическая работы, как правило, начинаются с технического задания. При проведении ОКР в ее состав могут быть включены работы по созданию технологической документации и средств технологического оснащения для изготовления опытных образцов, установочных серий или головных образцов, а также несерийной или единичной продукции.
Также особое внимание при подготовке документов на субсидию на НИОКР следует обращать на целевые направления затрат, финансирование которых допускается за счет средств субсидии. В зависимости от конкретных правил предоставления субсидии таковыми могут быть следующие затраты:
1
затраты на оплату труда сотрудников, непосредственно задействованных в выполнении НИОКР
2
затраты на приобретение сырья и материалов для выполнения НИОКР
3
затраты на приобретение, аренду и эксплуатацию лабораторного, испытательного и иного технологического оборудования для выполнения НИОКР
4
затраты на проведение испытаний на площадках сторонних организаций
5
затраты на оплату части работ по НИОКР, выполненных сторонними организациями (в данном случае, как правило, подразумеваются именно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а не любые работы, выполненные субподрядными организациями)
6
накладные расходы
Субсидии на НИОКР предоставляются в соответствии со статьей 78 БК РФ и не могут быть направлены на финансирование капитальных затрат
Наибольшую сложность в данном случае вызывают вопросы, связанные с закупкой спецоборудования.

Во-первых, закупаемое оборудование должно быть именно лабораторным, испытательным или каким-либо иным, специализированным для выполнения НИОКР. Ни в коем случае нельзя приобретать оборудование, которое будет использоваться для производства серийной продукции.

Во-вторых, рано или поздно встает ряд вопросов: что делать с приобретенным за счет средств субсидии спецоборудованием после завершения НИОКР, правомерно ли использовать его для проведения других НИОКР, как учесть затраты на амортизацию? Однозначные ответы на данные вопросы до настоящего времени отсутствуют, в связи с чем относительно логичным будет руководствоваться одним из следующих принципов:
1
если это оправданно с учетом установленных заводом-изготовителем сроков эксплуатации или ресурса соответствующего оборудования, то лучше постараться полностью списать стоимость приобретенного оборудования на текущие расходы или в стоимость создаваемых в рамках НИОКР объектов интеллектуальной собственности
2
если установленные заводом-изготовителем сроки эксплуатации или ресурс соответствующего оборудования существенно превышают сроки и объемы его использования в рамках НИОКР, на которые получена субсидия, то закупку такого оборудования целесообразно профинансировать за счет внебюджетных источников, а за счет средств субсидии профинансировать лишь затраты на амортизацию с учетом реальных масштабов использования данного оборудования при выполнении НИОКР
Субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКТР по приоритетным направлениям гражданской в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов.
Субсидии на развитие кооперации образовательных, научных и коммерческих организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.
Субсидии на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе.
Кроме того, субсидии и гранты на выполнение НИОКР, в том числе и для предприятий среднего и крупного бизнеса, предоставляются по линии Фонда «Сколково» и Фонда содействия инновациям.

О подготовке каких документов нужно позаботиться заранее?

Вопрос № 17
Как уже отмечалось, сбор заявок на участие в конкурсе и отборе на получение мер государственной поддержки может проводиться разово, с определенной периодичностью или непрерывно в течение всего календарного года. Как бы то ни было, о подготовке или предварительной проработке отдельных документов всегда можно, а в ряде случаев и необходимо позаботиться заблаговременно.

С учетом того, что государственная поддержка часто предоставляется в рамках реализации инвестиционных проектов, имеет смысл заранее идентифицировать соответствующие проекты, спрогнозировать и оценить показатели результативности, подготовить паспорт/карточку проекта и бизнес-план в соответствии с правилами предоставления субсидии.

Рекомендуется заранее проверить, какие из кредитных договоров соответствуют требованиям правил предоставления субсидии, и рассчитать прогнозируемый объем субсидии. Можно попробовать сопоставить альтернативные программы субсидирования процентных ставок, чтобы понять, в рамках какой из них реально получить более высокую компенсацию.

Кроме того, на подготовительном этапе следует позаботиться об обеспечении выполнения тех или иных требований к производимой продукции или осуществляемым видам деятельности, например, требования о получении заключения об отнесении продукции к промышленной, произведенной на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719.

Какие тенденции в сфере субсидиарных мер государственной поддержки наблюдаются в настоящее время?

Вопрос № 18
На текущий момент прослеживается несколько интересных тенденций.

Первая тенденция связана с постепенным переходом от поддержки отдельных отраслей промышленности к общеотраслевым субсидиям, сфокусированным вокруг тех или иных категорий затрат. Это означает, что схожие по компенсируемым видам затрат и механизмам реализации субсидии постепенно будут объединяться в рамках единых правил, утвержденных одним постановлением Правительства Российской Федерации.

Вторая тенденция связана с ориентацией на поддержку сильных организаций — таких, которые уже самостоятельно добились определенного успеха и в случае получения государственной поддержки с высокой степенью вероятности смогут его повторить, будь это разработка новой продукции, расширение производства, создание новых рабочих мест или грамотная реализация комплексных межотраслевых проектов и инициатив.

Третья тенденция связана с попыткой реализации кооперационного потенциала, причем как между отдельными отраслями промышленности, так и в рамках взаимодействия бизнеса с научными, социальными и другими общественными институтами и организациями. Данная тенденция проявляется в том числе в части использовании соответствующих критериев оценки заявок и показателей результативности.

Четвертая тенденция связана с более широким применением инструментов электронного документооборота, а также повышением прозрачности и унификацией процедуры предоставления субсидий, в частности за счет применения единых требований к нормативным правовым актам об утверждении правил предоставления субсидий и типовых форм договоров о предоставлении субсидий.

Как появляются новые субсидии?

Вопрос № 19
Субсидии включены в структуру расходов государственного бюджета. За каждой из них закреплен уникальный код бюджетной классификации (КБК), а совокупный объем денежных средств, выделяемых на каждую субсидию, ежегодно утверждается федеральным законом о федеральном бюджете или законом о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, информация о субсидиях, присвоенных им КБК и запланированных объемах бюджетного финансирования закрепляется в профильных государственных программах с указанием целевых показателей на уровне отрасли или экономики в целом.

Работа над формированием закона о бюджете на следующий календарный год, как правило, начинается уже в конце I квартала текущего года. В рамках данной работы профильные министерства и ведомства формируют необходимые расчетные и обосновывающие документы как по новым, так и по существующим субсидиям. На основании указанных документов в ходе последовательных этапов рассмотрения, обсуждения и согласования принимаются решения о распределении годового бюджета по КБК.

В состав указанных документов обычно входят (в том числе, но не ограничиваясь):
1
пояснительная записка, включающая текстовое обоснование необходимости соответствующей государственной поддержки, описание механизма ее предоставления, а также вклад субсидии в достижение целевых показателей государственной программы
2
прогнозный расчет совокупного объема бюджетных ассигнований на реализацию субсидии с разбивкой по потенциальным получателям
3
паспорта инвестиционных проектов или иные расширенные обосновывающие материалы по устанавливаемой Минфином России форме по каждому из заявленных потенциальных получателей государственной поддержки
При разработке новых, ранее не предусмотренных бюджетом субсидий параллельно с указанной работой администратором субсидии осуществляется разработка, согласование и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления о правилах предоставления соответствующей субсидии, а также соответствующих ведомственных документов.

Общая схема разработки постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных правовых актов представлена на рисунке:
С учетом изложенного к формированию соответствующих аналитических материалов могут привлекаться и потенциальные получатели субсидий. При этом необходимо четко понимать и учитывать следующее:

C одной стороны, участие или неучастие организации в данной работе, равно как и ее присутствие или отсутствие в формируемом на данном этапе перечне потенциальных получателей субсидии, никак не влияет на успех в предстоящем конкурсе или отборе заявок на получение субсидий.

C другой стороны, от качества, полноты и содержания подготовленных на данном этапе обосновывающих материалов в определенной степени зависит, будут ли в бюджете предусмотрены денежные средства на реализацию соответствующей субсидии, и если да, то в каком объеме.

Таким образом, организациям, заинтересованным в получении государственной поддержки не только в текущем, но и в последующих годах, целесообразно подойти к данному вопросу системно, конструктивно и заблаговременно. Другими словами, стоит поинтересоваться, предоставление каких субсидий планируется в следующем году, а также представить в своей части необходимые предложения и исходные данные для формирования финансово-экономических обоснований (по требуемой форме и если такая информация действительно необходима администратору субсидии) уже в нынешнем году. К тому же с учетом последовательного и многоэтапного процесса формирования бюджета сделать это желательно в первой половине года, поскольку в период начиная с августа и до выхода закона вносить те или иные изменения и дополнения в уже сформированные документы будет все сложнее.

Инфографика

Общеотраслевые субсидии и программы льготного заемного финансирования
Made on
Tilda