Стандартизация. Вопрос № 7.

Что входит в ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации и может ли он стать для общественных организаций инструментом по усилению общественного контроля?

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о стандартизации ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации представляет в Правительство Минпромторг России как ФОИВ, отвечающий за выработку государственной политики в сфере стандартизации.

Подготовка доклада осуществляется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.07.2016 № 672 «О межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации». В частности, согласно подп. «б» п. 5 Постановления Правительства Р Ф от 13.07.2016 № 672 Минпромторг России на основе представленных докладов, сведений и информации Росстандарта, иных ФОИВ, обеспечивающих выполнение работ по стандартизации, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации.

Другими словами, Минпромторг России направляет сводную информацию из отчетов ежегодной итоговой коллегии ФОИВ в части реализации ими государственной политики в сфере стандартизации. В 2017 году министерства и ведомства отчитывались перед Правительством о состоянии работ в сфере стандартизации уже второй раз.

Доклад за 2017 год включает следующие разделы:
1
Нормативная правовая база национальной системы стандартизации
2
Основные показатели деятельности в сфере стандартизации
2.1
Технические комитеты по стандартизации
2.2
Программа национальной стандартизации
2.3
Деятельность в области стандартизации оборонной продукции (в 2017 году впервые)
3
Федеральный информационный фонд стандартов
4
Информационные технические справочники по наилучшим доступным технологиям (в 2017 году впервые)
5
Международное сотрудничество в области стандартизации
6
Деятельность в сфере межгосударственной стандартизации
7
Деятельность Комиссии по апелляциям (в 2017 году впервые)
8
Совет по стандартизации при Росстандарте (в 2017 году впервые)
9
Направления государственной политики в сфере стандартизации
9.1
Стандартизация в государственных программах и иных документах стратегического планирования
9.2
Приоритетные направления стандартизации
потребности и направления развития стандартизации (в 2017 году впервые)
перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям (в 2017 году впервые)
9.3
Вовлечение федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и объединений юридических лиц в деятельности по стандартизации
внедрение практики мониторинга востребованности национальных стандартов и применения документов по стандартизации при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также ссылок на эти документы в нормативных правовых актах (в 2017 году впервые)
участие в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации (в 2017 году впервые)
разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил (в 2017 году впервые)
9.4
Подготовка кадров в сфере стандартизации
10
Выводы и предложения
Проведенный нами предварительный анализ выводов и предложений государственного доклада за 2016 и 2017 годы показал, что регулярное правоприменение положений законодательства в сфере стандартизации государственными органами и юридическими лицами могло дать существенный прирост ключевых показателей эффективности реализации государственной политики в сфере стандартизации и функционирования НСС.

Росстандарт по-прежнему достаточно сдержанно констатирует факты игнорирования федеральными органами исполнительной власти положений Закона о стандартизации. Такое положение дел, по нашему мнению, требует более широкого обсуждения положений государственного доклада.

Законодательством об общественном контроле предусмотрены общественные советы при ФОИВ, уполномоченные прочитать и обсудить доклад, а также дополнить его выводы своими предложениями. Однако порядок формирования общественных советов при ФОИВ не позволяет привлекать к работе общественных советов всех желающих, что, по нашему мнению, сдерживает правоприменительную практику использования положений законодательства в сфере стандартизации Российской Федерации и проведения работ по стандартизации. Соответственно, в случае обсуждения государственного доклада о состоянии работ в сфере стандартизации на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации и других общественных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, согласно законодательству об общественном контроле могло бы ускорить развитие НСС и совершенствование работы госорганов в сфере стандартизации.
Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за работой органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, реализующих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях проведения общественной проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda