Стандартизация. Вопрос № 4.

Что подразумевает государственная политика в сфере стандартизации и кто формирует актуальную повестку?

Юридическая сторона вопроса о государственной политике Российской Федерации в сфере стандартизации закреплена ст. 7 Закона о стандартизации. Здесь приводится ряд направлений этой политики:
1
определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития НСС
2
принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации; федеральных целевых и ведомственных целевых программ; иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации
3
расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций
4
подготовка кадрового состава в сфере стандартизации
5
другие направления в сфере стандартизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации
Перечень направлений государственной политики в сфере стандартизации не является закрытым, что дает Минпромторгу России поле для дальнейшего развития НСС.

Ранее уже упоминалось, что Росстандарт отвечает за реализацию государственной политики в сфере стандартизации. Такие его полномочия дают более четкое представление о том, что подразумевается под государственной политикой в этом секторе отечественной экономики.

Реальные результаты государственной политики в сфере стандартизации представляется возможным наблюдать через показатели ФИФС, имея при этом в виду такие показатели, как:
1
количество документов НСС в целом и по комплексам
2
средний возраст документов Фонда
3
количество утвержденных документов НСС в отчетном году
4
доля утвержденных стандартов, разработанных за счет внебюджетных средств
5
средний срок разработки национального стандарта
Приказом Росстандарта от 03.02.2015 № 145 утверждены ключевые показатели оценки эффективности деятельности руководящего состава, а также помощника и советника руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2015 г., в соответствии с которым средний срок разработки национального стандарта должен составлять 17 месяцев.
6
доля ежегодного обновления документов Фонда
7
степень гармонизации документов НСС с международными документами по стандартизации
8
выручка Фонда и подведомственных организаций Росстандарта от реализации документов НСС всего и в разрезе регионов и комплексов стандартов
Целесообразно также учитывать ежегодное количество выпускников вузов по специальности «Стандартизация, управление качеством и метрология» и количество утверждаемых международных стандартов, инициированных и разработанных Российской Федерацией в разрезе представителей государственного сектора экономики и бизнеса.

Из перечисленных только два показателя: степень гармонизации документов Фонда с международными документами по стандартизации и количество документов НСС, утвержденных в отчетном году, — включены в перечень показателей эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Техническое регулирование и стандартизация, метрология» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственным заказчиком-координатором которой является Минпромторг России.

Таким образом, перечень направлений государственной политики в сфере стандартизации резко расходится с количеством показателей оценки эффективности деятельности Фонда и подведомственных организаций Росстандарта в рамках установленных полномочий в сфере стандартизации, а также других участников работ по стандартизации. Право делать выводы о том, хорошо это или плохо, оставляем за вами, уважаемые читатели.

Что касается вопроса о формировании актуальной повестки государственной политики, то, по нашему мнению, ответ на него лежит в плоскости механизма планирования работ по стандартизации, за координацию которого по законодательству отвечает Росстандарт. Законом о стандартизации предусмотрена обязанность всех ФОИВ включить в государственные программы Российской Федерации, которые они курируют, соответствующие подпрограммы или мероприятия по стандартизации. На момент подготовки «GR-Советника» такой государственной программой в России является только государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности» Минпромторга России.

В государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» Минтруда России есть одна подпрограмма, в которую уже включены мероприятия, направленные на стандартизацию ряда направлений: по техническим средствам реабилитации, медико-социальной экспертизе и вопросам абилитации. Все другие государственные программы (в Российской Федерации программ только федерального уровня насчитывается более 40 и в каждом субъекте Российской Федерации — примерно по 10−15 госпрограмм) должны включать подпрограммы и основные мероприятия по стандартизации при софинансировании каких-либо направлений расходов госпрограмм из федерального бюджета.
Государственная программа Российской Федерации утверждается постановлением Правительства и является документом, который принимается в развитие федерального закона о федеральном бюджете на определенный период — как правило, трехлетний. По сути, закон о федеральном бюджете устанавливает целевые статьи и соответствующие им бюджетные ассигнования, расходуемые органами власти по направлениям, закрепленным в государственных программах.
Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda