Стандартизация. Вопрос № 13.

Как обязательное применение национальных стандартов и технических регламентов при реализации государственных и муниципальных закупок способствует повышению конкуренции?

Ранее уже упоминался Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации», вступивший в силу 1 июля 2016 г. Он предусматривает корректировку отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Закона о стандартизации. В частности, внесены изменения в п. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), а также в п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), обязывающие применять требования национальных стандартов при описании объекта закупки.

Согласно Закону о контрактной системе предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в НСС, принятые в силу законодательства Российской Федерации о стандартизации и касающиеся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, необходимо использовать при описании объекта закупки в части показателей; требований; условных обозначений; терминологии и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в НСС, принятыми в силу законодательства Российской Федерации о стандартизации, необходимо использовать при описании объекта закупки в части требований, предъявляемых к безопасности; качеству; техническим характеристикам; функциональным характеристикам (потребительским свойствам); размеру; упаковке; отгрузке товара; результатам работы и иным параметрам, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если же заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования, законодательством Российской Федерации в сфере стандартизации требования, то конкурсная документация о закупке должна содержать обоснование использования других показателей, требований, условных обозначений, терминологии и пр. На наш взгляд, таким обоснованием может служить отсутствие действующего технического регламента и документов НСС, устанавливающих требования к конкретной продукции или группе однородной продукции.

Требования технических регламентов
В соответствии с Законом о техническом регулировании технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В настоящее время на территории нашей страны действуют как технические регламенты Российской Федерации, так и технические регламенты в рамках Евразийского экономического (Таможенного) союза (ЕАЭС, ТС). С их требованиями можно ознакомиться на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии и Росстандарта. Технические регламенты ЕАЭС применяются и исполняются в государствах — членах Евразийского экономического союза без изъятия и имеют прямое действие на их территории. В связи с этим следует иметь в виду, что при наличии действующего технического регламента ЕАЭС (ТС) российский технический регламент не используется.

Если на объект закупки действует технический регламент, рекомендуем обратить внимание на область его применения и на сопровождающие его нормативно-правовые акты. Так, многие технические регламенты имеют исключения, например, ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» не распространяется на рыбную продукцию, поскольку принят и вступил в силу соответствующий технический регламент.

Одновременно целесообразно ознакомиться с такими разделами технического регламента, как «Основные понятия (термины)» и «Оценка (подтверждение) соответствия», требования которых следует использовать при составлении технического задания.
Отметим, что в сфере технического регулирования отсутствуют обязательные требования к услугам (работам), соответственно, нет и технических регламентов в этой области.

Документы НСС
К таковым относятся:
1
национальные стандарты Российской Федерации, в том числе основополагающие и предварительные, межгосударственные стандарты, введенные в действие для применения на территории Российской Федерации в качестве национальных
2
правила и рекомендации по стандартизации
3
информационно-технические справочники
Стандарты на продукцию подразделяются следующим образом: общие технические условия (ОТУ), устанавливающие требования к группе однородной продукции; технические условия (ТУ), устанавливающие требования к конкретной продукции; термины и определения; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение; методы испытаний; правила приемки; отбор проб. Обычно одноименные разделы присутствуют в стандартах типа ОТУ и ТУ, их и нужно использовать при описании объекта закупки.

Стандарты на услуги подразделяются следующим образом: стандарты на номенклатуру качества и показателей безопасности услуг; общие требования; общие технические условия; требования к персоналу; методы контроля качества и безопасности.

Описание объекта закупки начинается с его наименования, которое должно соответствовать стандартизированному термину. Для этого следует ознакомиться со стандартами на термины и определения продукции. Вместе с тем термины встречаются и в стандартах вида ОТУ и ТУ.
При закупке бензина АИ-92 будут использованы стандартизированный термин и условное обозначение в соответствии с ГОСТ 32 513–2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» или требования ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», а именно «бензин неэтилированный марки АИ-92-К5» или «автомобильный бензин АИ-92-К5».

При закупке бумаги для принтера наименование следует излагать согласно термину, определенному ГОСТ Р 53 636−2009 «Целлюлоза, бумага, картон. Термины и определения», то есть «ксерографическая бумага».
Реализация положений ст. 33 Закона о контрактной системе и ст. 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части описания объекта закупки с использованием документов НСС предполагает ознакомление с актуальной редакцией документов НСС для того, чтобы выбрать для описания объект закупки; работу с конкретным документом НСС в процессе подготовки технического задания, установление наличия обязательных требований по подтверждению соответствия.

Необходимо отметить, что используемые при составлении описания объекта закупки в техническом задании требования, изложенные в стандартах, либо ссылки на стандарт в целом будут предъявляться к его упаковке, маркировке, транспортировке и пр.
Такое единообразие, безусловно, повышает конкуренцию между поставщиками (подрядчиками) товаров, работ, услуг. В то же время торги, в рамках которых заказчики не применяют требований законодательства о контрактной системе Российской Федерации, признаются не состоявшимися в установленном порядке.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda