Стандартизация. Вопрос № 12.

Какие льготы разработчикам национальных стандартов предоставляет Налоговый кодекс РФ?

Налоговым кодексом РФ предусмотрена еще одна государственная мера финансовой поддержки для разработчиков национальных или региональных (межгосударственных) стандартов, применяющихся в Российской Федерации в качестве национальных стандартов. Согласно ч. 5 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включены расходы на стандартизацию, под которыми подразумеваются затраты на разработку национальных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации, утвержденную Росстандартом, а также на разработку региональных (межгосударственных) стандартов при условии утверждения их Росстандартом в качестве национальных.

Такие расходы разработчик национального или регионального (межгосударственного) стандарта вправе единовременно учесть в целях исчисления налога на прибыль в порядке, установленном налоговым законодательством. Данная норма действует с 1 декабря 2012 г.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ расходами по стандартизации не признаются затраты на разработку национальных и региональных (межгосударственных) стандартов организациями, осуществляющими ее в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Основанием для внесения данной нормы в Налоговый кодекс РФ служили утратившие силу нормы Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании). С 1 июля 2016 г. регулирование вопросов стандартизации в Российской Федерации осуществятся согласно Закону о стандартизации. Следует отметить, что отдельные вопросы по стандартизации, сохраненные в Законе о техническом регулировании в целях обеспечения реализации норм законодательства о техническом регулировании, больше не обеспечивают в полной мере реализацию положений ч. 5 ст. 264 и ч. 5.1 ст. 272 НК РФ.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» утратили силу, в том числе были исключены отдельные положения Закона о техническом регулировании:

  • ст. 11 «Цели стандартизации»
  • ст. 12 «Принципы стандартизации»
  • ст. 13 «Документы в области стандартизации»
  • ст. 14 «Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации»
  • ст. 15 «Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации»
  • ст. 16 «Правила разработки и утверждения национальных стандартов»
Отвечая на вопрос о налоговом стимулировании разработчиков национальных и межгосударственных (региональных) стандартов уместно упомянуть и другие расходы, которые могут финансироваться за счет собственных средств юридических и физических лиц.

Статья 33 Закона о стандартизации содержит следующий перечень направлений расходов в сфере стандартизации:
1
разработка национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации, и (или) перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям
2
разработка и актуализация информационно-технических справочников
3
проведение научных исследований в области стандартизации
4
проведение экспертизы отдельных стандартов организаций и ТУ
5
разработка международных и региональных стандартов, в которой участвует Российская Федерация, а также проведение экспертизы отдельных проектов международных и региональных стандартов
6
формирование и ведение ФИФС
Таким образом, законодательство в сфере стандартизации расширило рамки Закона о техническом регулировании, в котором положения о расходах юридических и физических лиц не были включены. Полагаем, что с учетом кардинального изменения законодательства в сфере стандартизации в части финансирования расходов должны измениться и соответствующие статьи Налогового кодекса РФ.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda