Стандартизация. Вопрос № 1.

Как определить свою причастность к национальной системе стандартизации?

Ранее уже отмечалось, что многие российские компании даже не подозревают о собственной причастности к НСС, не пользуются соответствующими правами и не знают о своих обязанностях как субъектов этой системы.

Несмотря на имеющееся в ст. 2 Закона о стандартизации определение понятия «участники работ по стандартизации», статус таковых прежде всего относится к субъектам, представленным на рисунке, а также к физическим и юридическим лицам — резидентам Российской Федерации, которые разрабатывают национальные, межгосударственные и международные стандарты.
В то же время согласно ст. 34 Закона о стандартизации уголовная, административная и иная ответственность в данной сфере устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так как же определить, что можно делать, будучи субъектом НСС, а от чего следует воздержаться?

Базовые права коммерческих организаций как субъектов НСС, возникшие у них, в частности, после вступления в силу Закона о стандартизации, заключаются в возможности:
Основная часть положений Федерального закона о стандартизации вступила в силу 01.07.2016.
1
инициировать разработку национального стандарта Российской Федерации (ст. 24 Закона о стандартизации, ГОСТ Р 1.2−2016)
2
участвовать в публичном обсуждении проекта национального стандарта Российской Федерации в государственной информационной системе Росстандарта «Береста» (ст. 24 Закона о стандартизации)
3
участвовать в работе ТК и ПТК по стандартизации (ст. 11, 12 Закона о стандартизации)
4
обращаться в Комиссию по апелляциям Росстандарта для обжалования действий или бездействия должностных лиц Росстандарта в сфере стандартизации (ст. 13 Закона о стандартизации)
5
быть уполномоченными Росстандартом на разработку национального стандарта Российской Федерации в отсутствие профильных ТК или ПТК по стандартизации (ст. 9 Закона о стандартизации, ГОСТ Р 1.2−2016)
6
получать от Росстандарта имеющие юридическую силу письменные разъяснения о положениях национальных и межгосударственных стандартов (ст. 9 Закона о стандартизации)
7
финансировать работы по стандартизации за счет собственных средств (ст. 33 Закона о стандартизации, постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 305)
8
наносить на упаковку выпускаемой продукции обозначение документов по стандартизации и ссылаться на них в технической и сопроводительной документации на продукцию, оказываемые услуги и выполняемые работы (ч. 3 ст. 26 Закона о стандартизации)
9
участвовать в работе коллегиальных органов (рабочих групп, Совета по стандартизации, Общественного совета) Росстандарта (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ведомственные акты Росстандарта)
10
получать свободный доступ к документам НСС, ссылки на которые имеются в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и в ведомственных нормативно-правовых актах на безвозмездной основе на сайте Росстандарта (ст. 27 Закона о стандартизации)
11
применять отраслевые стандарты в хозяйственной деятельности, включенные в перечень, утверждаемый Минпромторгом России (ст. 35 Закона о стандартизации)
12
применять международные стандарты в хозяйственной деятельности после регистрации их официального перевода в ФИФС (ст. 9 Закона о стандартизации)
13
единовременно учитывать затраты на разработку национальных и межгосударственных стандартов при определении размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ч. 5 ст. 164; ч. 5.1 ст. 272 ч. 2 НК РФ)
14
получать в установленном порядке из федерального бюджета субсидию на компенсацию части затрат на разработку национального, межгосударственного (регионального), международного стандарта (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.20 016 № 1394)
15
направлять проекты национальных стандартов на проведение нормоконтроля в любую организацию, если юридическое лицо не является подведомственным Росстандарту (ГОСТ Р 1.2−2016)
16
требовать от государственных заказчиков применения национальных стандартов и технических регламентов при реализации государственных и муниципальных закупок (ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе; п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц)
В то же время у коммерческих организаций — субъектов НСС есть определенные обязанности. Они указаны в Законе о стандартизации либо в прошедших государственную экспертизу приказах Минпромторга России или Росстандарта. Кроме того, коммерческим организациям рекомендуется руководствоваться положениями основополагающих национальных стандартов Российской Федерации и правил стандартизации.

Отдельно следует остановиться на обязанности соблюдать требования национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии ему продукции, работы, услуги, в том числе при использовании обозначения национального стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации, и (или) при маркировке продукции, результата работы знаком НСС (ч. 3 ст. 26 Закона о стандартизации).

Что именно подразумевается под обозначением национальных стандартов, указано в ГОСТ Р 1.7−2014 «Стандартизация в Российской Федерации». Таким образом, использование на упаковке производимой продукции полного обозначения национального стандарта (например, ГОСТ 7045–2017) будет расцениваться потребителями как применение производителем положений указанного документа НСС полностью, без каких-либо изъятий.

Нанесение на упаковку обозначения национального стандарта без номера или года либо без того и другого (например, «Сделано по ГОСТ») не влечет за собой обязанности применять все документы НСС из ФИФС, но в то же время может расцениваться как реклама, вводящая потребителя в заблуждение.
ГОСТ 7045–2017 Мука ржаная хлебопекарная. Технические условия.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda