Стандартизация. Введение.

Для чего физическим и юридическим лицам необходима стандартизация?

Все экономические агенты так или иначе вовлечены в работу национальной системы стандартизации (далее — НСС), хотя порой и не осознают свою роль и место в ней. Официальное определение НСС дано в ст. 2 Федерального закона от 29.06. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон о стандартизации), но следует сразу отметить, что участниками НСС являются только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и граждане Российской Федерации.

Стандартизация — это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации, а также иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации. В общем смысле это инструмент непрерывного управления полезными знаниями, которые нужны здесь и сейчас.

Содержание работ по стандартизации определяется указанным ранее Законом и основными участниками работ по стандартизации: Минпромторгом России, Росстандартом, другими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и иными государственными корпорациями в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, техническими комитетами (далее - ТК) по стандартизации, проектными техническими комитетами (далее - ПТК) по стандартизации, комиссией по апелляциям, а также юридическими лицами, в том числе общественными объединениями, и физическими лицами — гражданами Российской Федерации.

Качество работ по стандартизации определяется тем, насколько ответственно их участники относятся к своим обязанностям. Государственные органы власти, научные исследовательские институты (далее - НИИ), ТК и ПТК по стандартизации отвечают за последовательное формирование и реализацию государственной политики в сфере стандартизации, включающую такие глобальные категории, как:
1
поддержание разумного уровня гармонизации международных и национальных стандартов
2
развитие и актуализация Федерального информационного фонда стандартов (далее - ФИФС)
3
обеспечение качества и безопасности промышленной и пищевой продукции
4
защита здоровья и жизни населения
5
охрана окружающей среды
В свою очередь, предпринимательский сектор и общественные объединения несут ответственность за соблюдение установленных требований безопасности продукции и процессов ее производства, а также за оказание качественных услуг и производство качественной продукции.

Как и любая другая сфера государственного регулирования, НСС претерпевает множество локальных корректировок и глобальных реформ. Начиная с 2000-х гг. таких реформ было уже две. Вторая реформа НСС в ХХI в. инициирована группой разработчиков Федерального закона о стандартизации в Российской Федерации в 2011—2016 гг., принятие которого в июне 2015 г. стало началом активной фазы процесса «перезагрузки» НСС, предопределило разработку и принятие более чем 25 нормативных правовых актов разного уровня, а также пересмотр основополагающих национальных стандартов Российской Федерации.

Основными новеллами Закона о стандартизации, которые кардинально изменили характер и порядок ведения деятельности участников работ по стандартизации и большей части экономических агентов, стали:
Приказ Росстандарта от 25.02.2011 № 740 «О создании рабочей группы для разработки проекта федерального закона "О стандартизации».
Перечень основных нормативно-правовых актов, принятых в развитие Закона о стандартизации, представлен в Приложении.
1
обязанность государственных заказчиков использовать национальные стандарты при реализации государственных и муниципальных закупок
2
возможность включать ссылки на национальные стандарты в нормативные правовые акты Правительства и в ведомственные нормативно-правовые акты
3
возможность решать спорные вопросы через Комиссию по апелляциям Росстандарта
Поддержание разумного уровня гармонизации международных и национальных стандартов подразумевает процентный показатель гармонизированных стандартов в Федеральном информационном фонде стандартов.
Здесь и далее используется сокращенное название национального органа по стандартизации, однако обозначение «Росстандарт» не умаляет задач, которые Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии решает в части единства измерений (в том числе функции по государственному контролю и надзору за отдельными техническим регламентами, закрепленными за Министерством промышленности и торговли Российской Федерации), и задач, решаемых в части управления подведомственной сетью предприятий и учреждений. В системе Росстандарта, по экспертным оценкам, трудится почти 16 500 человек.
Кроме того, все федеральные органы государственной власти получили полномочия на проведение работ в сфере стандартизации в части финансирования соответствующих работ, а Росстандарт запустил форму господдержки частных компаний — разработчиков национальных, межгосударственных и международных стандартов — в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат, понесенных ими на разработку.

И это только малая часть мероприятий реформы НСС, которая освещена в настоящем разделе GR-Советника.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Made on
Tilda