GR-Советник

GR-Советник №1

Инструменты государственной поддержки. Субсидии. Стандартизация.
Икрянников В.О., Барыкин А.Н.
Книга построена по принципу «вопрос-ответ» и посвящена двум наиболее значимым разделам GR-стратегии — инструментам государственной финансовой поддержки и инструментам стандартизации.

Информация о книге

Информация о книге

Взаимодействие бизнеса и власти (Government Relations, GR) на протяжении длительного времени считалось одной из наиболее сложных и закрытых сфер общественных отношений, причем не только в России, но и во всем мире. В настоящее время ситуация меняется, и происходит это во многом благодаря тому, что деятельность органов государственной власти с каждым годом становится все более открытой и понятной.
Меняется и характер самого GR. Все больше приобретает значение так называемый корпоративный GR, который следует отличать от силового и политического.

Функцией корпоративного GR является поддержка и обеспечение реализации стратегических целей и задач бизнеса путем выстраивания открытого и взаимовыгодного диалога с органами государственной, и прежде всего исполнительной, власти, а также участия в установленном порядке в проводимой органами государственной власти работе по выработке и реализации государственной политики в промышленной, региональной, кадровой, образовательной, экологической и других сферах общественной деятельности.

Для реализации потенциала компании во взаимодействии с органами власти нужно, чтобы соответствующая работа носила системный характер. По нашему мнению, стратегия развития организации должна в числе прочего включать самостоятельный раздел о взаимодействии с органами государственной власти. Это относится ко всем без исключения крупным, а также ко многим средним организациям.

GR-Советник № 1 посвящен двум наиболее значимым разделам GR-стратегии любой крупной и средней организации — инструментам государственной финансовой поддержки и инструментам стандартизации. С учетом многообразия мер государственной поддержки основной акцент сделан на субсидии из федерального и регионального бюджетов, а вопросы стандартизации раскрыты на национальном уровне.

Книга построена по принципу «вопрос — ответ», что в равной мере позволяет последовательно ознакомиться со всеми представленными материалами и быстро получить краткие и содержательные ответы на наиболее актуальные вопросы.

Издание предназначено для собственников и руководителей компаний, GR-менеджеров и сотрудников GR-подразделений крупных и средних организаций, консультантов в сфере корпоративного GR, преподавателей и студентов экономических специальностей. Издание также может использоваться для разработки курсов и программ повышения квалификации, магистерских программ по менеджменту и MBA.

Раздел №1. Субсидии.

Раздел №1. Субсидии.

Субсидии, являясь прямым, безвозвратным и преимущественно безвозмездным источником дополнительного финансирования, традиционно привлекают широкое внимание представителей самых разных отраслей промышленности. При этом, как показывает практика, далеко не все имеют успешный опыт получения и последующего исполнения обязательств по субсидиям. В процессе поиска, подготовки и подачи документов, заключения договоров и расходования средств субсидии у организаций часто возникает множество вопросов, ответы на которые приходят лишь со временем и с опытом. К сожалению, часто это происходит тогда, когда возможность принятия изначально правильных решений уже упущена.

На страницах GR-Советника мы постарались рассмотреть наиболее актуальные вопросы и особенности реализации субсидиарных мер государственной поддержки. Все материалы подготовлены на основе результатов анализа нормативных правовых актов и обобщения практического опыта авторского коллектива по участию в разработке и предоставлении субсидий. Информация носит рекомендательный характер, при этом и не является заменой или официальной трактовкой положений законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов.
Вопрос №1
Какие виды затрат можно компенсировать за счет средств субсидии и в чем сложность субсидирования капитальных затрат?
Вопрос №2
Где искать информацию о субсидиях?
Вопрос №3
С чего начинается и чем заканчивается работа по получению субсидии и исполнению принятых обязательств?
Вопрос №4
Какие требования предъявляются к получателям субсидий?
Вопрос №5
Что такое технологическое направление и высокотехнологичная продукция?
Вопрос №6
В чем отличия конкурсного отбора и отбора без проведения конкурса?
Вопрос №7
Как подготовиться к отраслевой и технологической экспертизе?
Вопрос №8
Как выглядит и заключается договор о предоставлении субсидии?
Вопрос №9
Какие изменения можно, а какие нельзя вносить в договор о предоставлении субсидии?
Вопрос №10
Каковы тонкости и отличия авансовых и затратных субсидий?
Вопрос №11
Что такое казначейское сопровождение?
Вопрос №12
Что нужно знать о планировании сроков расходования средств авансовых субсидий?
Вопрос №13
Какие обязательства берет на себя получатель субсидии и чем грозит их неисполнение?
Вопрос №14
Как учитывать НДС при операциях с субсидиями?
Вопрос №15
В чем специфика субсидий на компенсацию процентных ставок?
Вопрос №16
В чем специфика субсидий на НИОКР?
Вопрос №17
О подготовке каких документов нужно позаботиться заранее?
Вопрос №18
Какие тенденции в сфере субсидиарных мер государственной поддержки наблюдаются в настоящее время?
Вопрос №19
Как появляются новые субсидии?

Инфографика*

Общеотраслевые субсидии и программы льготного заемного финансирования

Инфографика*

Общеотраслевые субсидии и программы льготного заемного финансирования
ППРФ 694
Субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов
ППРФ 678
Субсидии на реализацию комплексных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе
ППРФ 218
Субсидии на развитие кооперации образовательных, научных и коммерческих организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства
ППРФ 529
Субсидии на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции
ППРФ 1816
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках
ППРФ 1368
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности
ППРФ 1394
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных и национальных документов в области стандартизации
ППРФ 693
Субсидии на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока
ППРФ 3
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и выплату купонного дохода по облигациям в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов
ППРФ 541
Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий
Проекты развития (ФРП)
Льготное заемное финансирование проектов, направленных на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения
Комплектующие изделия (ФРП)
Льготное заемное финансирование проектов по локализации производства комплектующих изделий
Лизинговые проекты (ФРП)
Льготное заемное финансирование части первоначальных платежей по договорам лизинга промышленного оборудования
Цифровизация (ФРП)
Льготное заемное финансирование проектов, направленных на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы на предприятии
Производительность труда (ФРП)
Льготное заемное финансирование проектов, направленных на повышение производительности труда на промышленных предприятиях
* В базовом печатном или электронном формате инфографика по отраслевым субсидиям и программам льготного заемного финансирования будет доступна только в электронном виде по указанным в книге специальным ссылкам и QR-кодам.

Раздел №2. Стандартизация.

Раздел №2. Стандартизация.

Все экономические агенты так или иначе вовлечены в работу Национальной системы стандартизации Российской Федерации (НСС), хотя порой и не осознают своей роли и занимаемого в ней места. Официальное определение НСС дано в ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Следует сразу отметить, что участниками НСС являются только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которым и адресована данная книга.

Стандартизация — это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации, а также иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации. В общем смысле это инструмент непрерывного управления полезными знаниями, которые нужны здесь и сейчас.

Содержание работ по стандартизации определяется указанным Законом № 162-ФЗ и основными участниками работ по стандартизации: Минпромторгом России, Росстандартом, другими федеральными органами исполнительной власти, ГК «Росатом» и иными государственными корпорациями в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, техническими комитетами по стандартизации (ТК), проектными техническими комитетами (ПТК) по стандартизации, Комиссией по апелляциям, а также юридическими лицами, в том числе общественными объединениями, и физическими лицами — гражданами Российской Федерации.

Качество работ по стандартизации определяется тем, насколько ответственно их участники относятся к своим обязанностям. Государственные органы власти, научные исследовательские институты, ТК и ПТК по стандартизации отвечают за последовательное формирование и реализацию государственной политики в сфере стандартизации, включающей такие глобальные категории как:

  • поддержание разумного уровня гармонизации международных и национальных стандартов;
  • развитие и актуализация Федерального информационного фонда стандартов;
  • обеспечение качества и безопасности промышленной и пищевой продукции;
  • защита здоровья и жизни населения;
  • охрана окружающей среды.

В свою очередь, предпринимательский сектор и общественные объединения несут ответственность за соблюдение установленных требований безопасности продукции и процессов ее производства, а также за оказание качественных услуг и производство качественной продукции.

Как и любая другая сфера государственного регулирования, НСС претерпевает множество локальных корректировок и глобальных реформ. Начиная с 2000-х гг. таких реформ было уже две. Вторая реформа НСС в ХХI в. инициирована группой разработчиков Закона № 162-ФЗ в 2011—2016 гг., принятие которого в июне 2015 г. стало началом активной фазы процесса перезагрузки НСС, предопределило разработку и принятие более чем 25 нормативных правовых актов разного уровня, а также пересмотр основополагающих национальных стандартов Российской Федерации.

Основными новеллами Закона № 162-ФЗ, которые кардинально изменили характер и порядок ведения деятельности участников работ по стандартизации и большей части экономических агентов, стали:

  • обязанность государственных заказчиков использовать национальные стандарты при реализации государственных и муниципальных закупок;
  • возможность включать ссылки на национальные стандарты в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативно-правовые акты;
  • возможность решать спорные вопросы через Комиссию по апелляциям Росстандарта.

Кроме того, все федеральные органы государственной власти получили полномочия на проведение работ в сфере стандартизации в части финансирования соответствующих работ, а Росстандарт запустил форму господдержки частных компаний — разработчиков национальных, межгосударственных и международных стандартов в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат, понесенных ими на разработку.
Вопрос №1
Как определить свою причастность к национальной системе стандартизации?
Вопрос №2
Как организовано межведомственное взаимодействие основных субъектов НСС?
Вопрос №3
В чем основной смысл реформы НСС 2015—2016 годов?
Вопрос №4
Что подразумевает государственная политика в сфере стандартизации и кто формирует актуальную повестку?
Вопрос №5
Какова роль Росстандарта в условиях наделения всех федеральных органов исполнительной власти полномочиями в сфере стандартизации?
Вопрос №6
Какова роль Комиссии по апелляциям Росстандарта в регулировании отношений участников работ по стандартизации?
Вопрос №7
Что входит в государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации и может ли он стать для общественных организаций инструментом по усилению общественного контроля?
Вопрос №8
Надо ли принимать участие в работе технических комитетов по стандартизации?
Вопрос №9
Для чего нужно обновлять стандарты организации, и как это делать с учетом ст. 21 Закона о стандартизации?
Вопрос №10
Сколько стоит разработка национального стандарта?
Вопрос №11
Как получить субсидию на компенсацию части понесенных затрат на разработку национального межведомственного (регионального), международного стандарта?
Вопрос №12
Какие льготы разработчикам национальных стандартов предоставляет Налоговый Кодекс Российской Федерации?
Вопрос №13
Как обязательное применение национальных стандартов и технических регламентов при реализации государственных и муниципальных закупок способствует повышению уровня конкуренции?
Вопрос №14
Как юридическим лицам получить разрешение на применение международных стандартов?
Вопрос №15
Обязательно ли применение национальных стандартов при наличии ссылок на них в нормативно-правовых актах Правительства Российской Федерации и в ведомственных нормативных правовых актах?
Приложение
Нормативно-правовая база НСС, разработанная в развитие Федерального закона о стандартизации.

Программы обучения

Профильные программы обучения по тематике GR-Советник №1

Программы обучения

Профильные программы обучения по тематике GR-Советник №1